Общество практикующих психологов "Гештальт-подход", программа Московский Гештальт Институт
Ростовское сообщество гештальт-терапевтов
Сайт психологов и психотерапевтов Юга России, работающих в гештальт-подходе
Ростов-на-Дону Краснодар Сочи Армавир Ставрополь Владикавказ Астрахань Волгоград Пятигорск

О гештальт-терапии / Что такое гештальт-терапия?


Что такое гештальт-терапия?

Слово «гештальт» на русском языке звучит достаточно необычно и даже пугающе. Это слово немецкого происхождения. Gestalt в переводе с немецкого означает «образ», «фигура», «сущность», «завершенность», «конфигурация».
Гештальт-терапия – это психотерапия гуманистического направления. Важную роль в возникновении гештальт-терапии сыграли достижения гештальтпсихологии, выводы психоанализа, техники психодрамы, а также такие философские подходы, как экзистенциализм, феноменология и даосизм. Иногда можно прочитать о том, что гештальт-терапия появилась «вопреки» психоанализу или когнитивно-бихевиоральной модели, представляя собой «третью силу». На мой взгляд, это не совсем верно. Гештальт-терапия – это не анти-психоанализ или анти-бихевиоризм, а самостоятельное направление, имеющее свою теоретическую базу. Гештальт-терапия не отрицает заслуг психоанализа или успехов когнитивистов и бихевиористов, она обобщает их в новую теорию. Гештальт-терапия в большей степени появилась и продолжает существовать не в качестве противопоставления прежним взглядам на человека, а в качестве их развития.
Д. Хломов в одной из своих статей написал, что цель гештальт-терапии – помочь человеку оказаться присутствующим в своей жизни, а главный инструмент работы гештальт-терапевта – это присутствие. Пожалуй, это высказывание наиболее просто и точно обозначает, что такое гештальт-терапия.
В процессе гештальт-терапии психотерапевт и клиент в основном занимаются исследованием контакта. Упрощенно можно сказать, что контакт – это способ, с помощью которого человек взаимодействует с окружающим его миром и другими людьми. Психологические проблемы или психические заболевания могут быть рассмотрены как такие способы взаимодействия со средой, которые не удовлетворяют человека.
Гештальт-терапия обращается к принципу динамичности (изменения). Нет ничего статичного, постоянного. Все вокруг и мы сами постоянно меняемся. То, что нас беспокоило вчера, сегодня уже не вызывает никакого интереса. И наоборот, то что еще полчаса назад меня вообще не интересовало, сейчас приобретает для меня первостепенное значение. Можно сказать, что человек в 17.00 16 марта 2008 года и человек в 17.05 16 марта 2008 года в одном и том же месте физического пространства – это разные люди, так как в нас постоянно происходит изменение потребностей, желаний интересов, состояний. Человек постоянно стремится к гомеостазу (равновесному состоянию) как в физиологической сфере, так и в психологической. Через некоторое время после того, как мы поели и переварили пищу, нам требуется выделить непереваренные остатки, восстановив баланс. Точно такие же законы действуют и в психологической сфере – сначала нам чего-то хочется, потом мы понимаем, чего именно и от кого, потом мы к этому стремимся, каким-то образом этого достигаем, наслаждаемся его обладанием, понимаем, как нам теперь с этим дальше жить и снова возвращаемся в нулевую точку спокойствия. А через некоторое время снова чего-то захотим. Это и есть цикл контакта, который графически может быть представлен в форме круга. В ходе гештальт-терапии психотерапевт и клиент изучают, как этот цикл контакта работает у клиента, на каком этапе имеются нарушения и как они влияют на жизнь клиента.
Одной из гипотез гештальт-терапии является идея холизма (целостности). Человек целостен, а не представляет собой сумму ощущений или сумму мыслей или сумму действий. Человек всегда больше, чем сумма составляющих его частей. Поэтому нет смысла рассматривать тело человека в отрыве от его психики, а психику – отдельно от тела. Точно также нет смысла рассматривать, восприятие человека в отрыве от его поведения, поведение человека в отрыве от его мыслей, мысли человека в отрыве от его чувств, и так далее. В идеале человек воспринимает, чувствует, думает и действует одновременно. Какие-то нарушения могут возникнуть, если эти процессы идут не гармонично, не синхронно, чего-то слишком много, а чего-то не хватает. Задачей гештальт-терапии тогда становится понять, что за дисбаланс имеет место, и как это отражается на жизни клиента. После того как клиент осознает этот дисбаланс, у него появится возможность изменить ситуацию.
Гештальт-терапия полагает, что человек не существует без окружающей среды, он все время с ней взаимодействует, и это взаимодействие протекает в поле организм-среда, на границе организма и среды, где и появляется контакт. Поэтому нет человека «просто так». Есть человек «где-то», «с кем-то», «когда-то». В этом положении снова прослеживается идея холизма – нельзя рассматривать человека в отрыве от его среды, работы, семьи, его увлечений и так далее. В этом смысле психотерапия – это не какая-то особая процедура, которая может быть искусственно «выдернута» из жизни клиента для каких-то целей. Можно придумать кучу правил, и по ним проводить психотерапию, но в общем-то излишняя формализация только отдалит психотерапевта и клиента от глубокого понимания того, что же действительно происходит с клиентом в его реальной жизни. На самом деле психотерапия как-то встроена в жизнь клиента, а его способы взаимодействия с психотерапевтом представлены и там, за пределами кабинета, с другими людьми. Именно поэтому гештальт-терапия предлагает большую свободу клиенту в процессе психотерапевтической сессии. Важной задачей психотерапевта становится понять, как клиент взаимодействует с ним в ходе сессии и показать клиенту, как то, что происходит у него в жизни, представлено здесь и сейчас. Когда клиент осознает, как именно он взаимодействует и когда он видит свои способы построения отношений, у него появляется выбор - как действовать дальше, в будущем.
В процессе гештальт-терапии психотерапевт часто обращается к опыту клиента, и предоставляет клиенту возможность получить в психотерапевтической сессии тот опыт, который не был доступен в повседневной жизни. Когда у клиента имеется разнообразный опыт взаимодействия, у него есть свобода в выборе наиболее адекватного поведения, наиболее подходящего решения.
Гештальт-терапия считает, что личная история прошлого человека, как и его планы и надежды на будущее, уже представлены здесь и сейчас, когда он сидит и разговаривает с психотерапевтом. Именно поэтому в гештальт-терапии важное значение приобретает возвращение к настоящему времени. Гештальт-терапия развивается в диалоге клиента и психотерапевта, в их взаимодействии. В этом взаимодействии исследуются переживания клиента, его чувства, его смыслы.
Еще одним акцентом гештальт-терапии является исследование ответственности человека за происходящие с ним в жизни события. Изменится ли ситуация в жизни человека или нет, решит ли он свои психологические проблемы или нет, во многом зависит от мотивации клиента на реальные изменения, от его искренней заинтересованности в них. А эта мотивация и заинтересованность, в свою очередь, зависит от того, насколько клиент принимает на себя ответственность за свое поведение. Поэтому в процессе гештальт-терапии большое значение приобретает рассмотрение ответственности клиента. Причем задачей становится не «взвалить» на клиента ответственность за все происходящее вокруг, а помочь ему принять мысль о том, что в значительной мере клиент является активным участником происходящих с ним событий, а не просто «жертвой обстоятельств». В каком-то смысле, клиент сам создает вокруг себя эти беспокоящие его обстоятельства.
Гештальт-терапия обращает внимание на то, что каждый случай является уникальным и неповторимым. Поэтому в гештальт-терапии нет готовых стратегий оказания помощи. То, что помогло одному человеку, для другого может оказаться губительным. Поэтому нет стратегии «вообще», есть стратегия вот этого конкретного психотерапевта в отношении вот этого конкретного человека, который сидит сейчас перед психотерапевтом. В какой-то мере эта стратегия создается и клиентом тоже, в процессе его взаимодействия с психотерапевтом.
Кроме того, гештальт-терапия отказывается от модели детерминированности (предопределенности), а использует идею релятивизма (относительности). Все относительно. Истин и правил «самих по себе» не существует, они всегда созданы кем-то где-то и когда-то относительно кого-то где-то и когда-то, а в других условиях могут оказаться неприменимыми. Стопроцентной вероятности в реальной жизни не существует. Всегда существует какая-то доля вероятности. Даже когда мы твердо уверены, что что-то произойдет, мы уверены не на 100%, а на 99.99999%. Всегда остается вероятность неожиданности, непредсказуемости, вероятность того, что все поменяется.
В продолжение этой идеи, а также принципа динамичности и полевой парадигмы, гештальт-терапия заменяет структурную модель психики человека процессуальной. Если сравнить функционирование психики с физическими явлениями, то есть представить, что в психике действуют те же законы, что и в физическом мире, то происходит замена трехмерного физического пространства на четырехмерное пространство-время. Таким образом, личность, с точки зрения гештальт-терапии, может быть рассмотрена как процесс в поле «организм-среда». Личность – это не только структура, а еще и процесс. На самом деле попытки представить личность в виде структуры, какой-то картинки – это абстракции, которые могут быть полезны только до определенного предела, после достижения которого невозможным становится помыслить личность иначе как процесс, возникающий в поле. Природа человека в этом смысле дуалистична, подобно природе элементарных частиц, обладающих свойствами волны и частицы одновременно. В связи с тем, что личность – это и структура, и процесс в поле «организм-среда», причина поведения человека – это не только сам человек, а еще и ситуация, среда, в которой он находится, то есть поле задает контекст поведения. Так как поле представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, включая самого человека, становится невозможным определить точную причину поведения клиента. То есть в реальности все является причиной всего - теоретически любое событие в поле может привести к любому результату, если и другие события сложатся «подходящим образом». Мы обычно говорим «так карта легла», когда сталкиваемся с ситуацией, которая вроде бы и не должна была сложиться ни по каким причинам, но все же, почему-то, сложилась.
В связи с этим, гештальт-терапия отказывается от модели линейных причинно-следственных связей в объяснении психологических проблем и психических заболеваний человека, а использует идею полифакторности (много-причинности), феноменологический и экзистенциальный подход. На один и тот же вопрос «почему» может быть тысячи разных ответов, и все они будут верными. Например, почему я опоздал сегодня на работу. Потому что хотел спать и проспал. Потому что были пробки на дорогах. Потому что я в общем-то не очень хотел попасть на работу вовремя. Потому что меня отвлекли разговором по телефону. Потому что было скользко на улице и я шел медленно, чтобы не упасть. А у каждого этого ответа в свою очередь тысячи причин, почему это так сложилось. Почему были пробки на дорогах? Потому что выпал снег (а он в свою очередь выпал, потому что изменились направления воздушных потоков, которые, в свою очередь, зависят от тысячи других причин). Потому что на перекрестке стоял регулировщик. Потому что впереди ехавшая машина ехала медленно. Потому что…
Интереснее не «почему» меня что-то беспокоит, а «как именно» оно меня беспокоит. Поэтому гештальт-терапевт не занимается поиском причин, а занимается исследованием феноменов, возникающих в поле «организм-среда». Если клиент соглашается на исследование того, что же именно с ним сейчас происходит; что происходит в его окружении такого, в результате чего клиента начинает нечто беспокоить; как он это переживает; как это влияет на его жизнь в целом, - у него появляется возможность переосмыслить происходящее, увидеть в происходящем целостную конфигурацию – гештальт. Он ощущает это как инсайт – что-то вроде просветления, когда из прежних ситуаций, воспоминаний, переживаний возникает новый смысл. В такие моменты человек ясно воспринимает происходящее, его сознание не «затуманено» волнениями. Возникает четкая фигура, выделяющаяся из фона.
Гештальт-терапия руководствуется принципом реальности, «настоящности». Могут быть разные модели человека, разные взгляды на него, разные подходы в объяснении причин психологических проблем и разные методы их решения. Однако важно понимать, что это всего лишь модели, гипотезы, созданные нами самими для объяснения того, чего мы не знаем на самом деле. Это сказки, написанные нами для собственного успокоения, дескать – вот, мы уже понимаем, как функционирует человек. В том числе, сказкой является и сама гештальт-терапия, только в ней уже меньше сказочности, чем в других подходах, она ближе к реальности. На самом деле мы еще очень многого не понимаем. Гештальт-терапия полагает, что нет «правильного», единственно верного подхода, и вряд ли вообще он возможен. Мы можем только чуть ближе подойти к тому, что есть на самом деле.

--------------------------------------------------------------------------------

Опубликовано: 2008-03-28 23:39

Gestalt-rostov.ru - 2008 (c)
Created by LinkXP
Powered by Seditio
На правах рекламы: